Человек-охотник и собиратель

Основополагающие труды Чарлза Дарвина о происхождении видов и о происхождении человека оказали существенное влияние и на этнографию. Установленная Дарвином связь идеи эволюции с предысторией человека и соответственно его взаимоотношениями с окружающей средой имела своим следствием то, что изучение «первобытных» народов стало проводиться значительно более объективно, чем прежде, а их культуры стали рассматриваться с позиций эволюционной теории – как начальные ступени более поздних высокоразвитых цивилизаций.

Со времен Дарвина исследователи пытаются проследить уходящие в глубокую древность историко-культурные причинные связи и вывести заключения о первобытном состоянии человечества. При этом подчас встают два важнейших вопроса: что конкретно следует вкладывать в понятие «человек»? И в какой окружающей среде из древних антропоидных обезьян смог развиться первобытный человек?

Ответ на первый вопрос многим сегодня кажется простым и само собой разумеющимся. Давая определение понятия «человек», в первую очередь думают об уровне интеллекта, то есть о степени развития мозга. Но как раз наш высокоразвитый мозг представляет собой – как показали многочисленные находки останков далеких предков человека – довольно позднее приобретение. Мозг непосредственных предшественников рода Ноmо, австралопитеков, имел объем всего от 428 до 530 см3, то есть по этому показателю они лишь немного превосходили современных человекообразных обезьян. Следовательно, необходимо привлечь другие критерии, помимо анатомических признаков. Но какие? Речь и разумные поступки, например употребление огня? Однако, как полагают некоторые исследователи, приходится признать, что далекие предки человека – рамапитеки и австралопитеки – еще не обладали даром речи и не умели пользоваться огнем.

Другой признак, позволяющий более четко провести границу между человеком и человекообразными обезьянами, – это умение изготовлять орудия труда. Действительно, можно представить, что случайное употребление различных природных объектов (таких, как палка или камни) в качестве вспомогательных средств отмечает начало пути, ведущего к систематическому применению орудий труда, а далее к обработке этих орудий и, наконец, к их массовому изготовлению.

Но и в этом человек не стоит особняком в царстве природы. Наблюдения за живущими на воле шимпанзе убедительно показали, что эти высокоразвитые приматы, биологически ближе всего стоящие к людям, способны с помощью стебельков травы выуживать из дупел и щелей термитов. Обламывая и обгрызая ветви деревьев, шимпанзе придают им вид «орудии» или же используют в качестве оружия, защищаясь от врагов, например от леопардов.

Неуверенность антропологов в определении понятия «человек» отразилась и в том факте, что многие ископаемые останки древних гоминид считали поначалу, в момент их открытия, принадлежащими антропоидным обезьянам, пока не была установлена их человеческая природа. Но еще до того, как были найдены подобные ископаемые останки первобытных людей, очень хорошее определение понятия «человек» предложил Дарвин. Он писал: «У человека, при его разносторонней деятельности, непременно должны были быть свободными обе руки и вся верхняя часть корпуса, а потому человек должен был крепко стоять на обеих ногах». В другом месте он говорил: «Человек никогда не смог бы приобрести вертикального положения, возвышающего его среди других существ, не будь у него рук, столь удивительно приспособленных ко всякого рода деятельности, которой он может заниматься по своему желанию». Уникальность человека, считает Дарвин, прежде всего в его хождении на двух ногах и в использовании освободившимися руками орудий собственного изготовления.

Такой прямоходящий «изготовитель орудий» не мог, как считалось на заре эволюционной биологии, возникнуть в девственной чаще леса. Влажный тропический лес предоставляет своим обитателям весьма неблагоприятные условия существования. Прежде всего там нет изобилия пищи, подходившей для предков человека. В надземном ярусе девственных тропических лесов не встречаются в достаточном количестве мелкие животные, которые могли бы «поставлять» первобытному человеку мясо. А для бедной питательными веществами растительной пищи (листьев, стеблей, плодов) не был пригоден его жевательный аппарат. Прямоходящий человек стал подлинно человеком только после того, как он смог прямо глядеть на окружающий его мир и сознательно постигать его. Лишь тогда он посмел вступить в противоборство с природой и постепенно подчинить ее себе. Еще до того, как были открыты жители степей – австралопитеки, ученые пришли к выводу, что предки людей должны были быть обитателями открытого пространства.

Согласно последним датировкам, наиболее древние гоминиды жили на земле около 6 миллионов лет, а австралопитеки – от 5 до 1 миллиона лет тому назад. От рамапитеков до наших дней сохранились лишь незначительные останки, мало говорящие об их образе жизни. Однако многие антропологи предполагают, что рамапитеки обитали, по всей вероятности, в открытой саванне и применяли в качестве орудий лишь случайно подобранные предметы – вроде камней и палок. И в этом смысле их едва ли можно считать людьми.

Гораздо лучше известна нам окружающая среда и культура австралопитеков по многочисленным находкам их стоянок в Восточной и Южной Африке. Первооткрыватель южноафриканских австралопитеков Раймонд А. Дарт нашел в центральном Трансваале не только многочисленные останки австралопитеков, но и разбитые черепа павианов, а также огромное количество бедренных костей крупных и средних антилоп. Размеры коленного сустава этих бедренных костей соответствовали как раз следам ударов в пробитых черепах павианов.

Из всего этого Дарт заключил; что австралопитеки не были лишь собирателями корешков, фруктов, ягод и другой растительной пищи. Они, по всей видимости, были и охотниками, способными овладеть даже крупной дичью. К числу его находок принадлежит и множество примитивных орудий из кремня. Величиной они примерно с ладонь и обиты с одного конца с таким расчетом, чтобы образовался режущий край или острие. На некоторых орудиях можно насчитать до четырнадцати плоскостей скола. Видимо, тот, кто изготовлял эти орудия, умышленно сбивал тонкие отщепы, чтобы улучшить их форму. Позже в Восточной Африке возле обнаруженных в более древних геологических слоях «предлюдей» были найдены весьма примитивные каменные орудия, по-видимому использовавшиеся для свежевания туш животных, убитых на охоте. Таким образом, в экологическом отношении австралопитеки предположительно играли роль вооруженных «хищников», живущих не только собирательством, но и охотой.

Человек-охотник и собиратель

Запись опубликована в рубрике Человек с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.